Курс — на север

 

Суровый дальневосточный климат  заставляет жителей  существовать  по законам, которые диктует природа.  Каждый год она подкидывает нам задачи, которые приходится решать оперативно и зачастую с фантазией.  Отсутствие дорожного сообщения, разлив рек, снежные заносы, пожары – все эти проблемы усиливают и без того сложную жизнь в отдаленных местах. О путях решения организации розничной торговли поговорили в стенах Хабаровской крайпотребкооперации.

Не первый год идет обсуждение дороги до поселка Нелькан, но до выработки принципиального решения так и не дошли.  В 2017 году была проверка автодороги Аян –Нелькан, которая  существует пока лишь на бумаге. Пока в том районе стояли геологоразведывательные партии, то жизнь более или менее существовала. Но освоение месторождений  закончилось , вследствие этого тут же прекратилось стабильное сообщение между краевым центром и Аяно-Майским районом.   Пока идут неуверенные попытки решить вопрос с дорогой, люди все также полагаются на своё натуральное хозяйство.  Поэтому, как и 80 лет назад, приходится опираться на помощь кооператоров.  На данный момент опорой отдаленных районов становятся подразделения хабаровской потребительской кооперации.

В июле состоялась рабочая встреча между руководителями Хабаровского Крайпотребсоюза  и Председателем  собрания депутатов Аяно-Майского района Альтбертовским Сергеем Анатольевичем и заместителем председателя Крайпотребсоюза Кононовым Эдуардом АнатольевичемСухоручко Александром Евгеньевичем, руководителем подразделения контроля и экономики Крайпотребсоюза.   Обсуждались вопросы снабжения продуктами питания  Аяно-Майского района с помощью ресурсов Крайпотребкооперации Хабаровского края.

Кононов Э.А.: Мы хотели бы сегодня поговорить о проблемах создания магазина в  отдаленном селе, на примере села Аян. Сколько на данный момент проживает там человек?

Альбертовский С.А.: На данный момент в Аяно-Майском районе проживает 1900 человек, а в селе Аим  фактически 164 человека. Прописано может быть больше, кто-то выезжает в Якутию  — мигрируют в соседнюю республику, там полегче немножко жизнь, чем у нас.

Альбертовский Сергей Анатольевич, Председатель собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района

Кононов Э.А.: Полностью отсутствует снабжение продуктами?

Альбертовский С.А.:  Да по сути дела  люди сегодня в большинстве своем находятся на самообеспечении. В летний период ездят на моторных лодках либо в Нелькан за продуктами, либо в ближайшее село в Якутии — Усть-Имай, поездка туда составляет 300 км. Кооперируются по 2-3 человека и закупают продовольственных запасов на полгода,  формируют объем питания, который можно хранить по полгода. В зимний период есть возможность завести продовольствие себе только с Якутии, то есть на снегоходах 300 км в 50-градусный мороз люди вынуждены ехать в Усть-Имай или Усть-Имиль (поселок по численности населения такой же как Аим, но там есть магазины и даже возможность заказать такси). Кстати, люди который в Аиме проживают, если необходимо зимой выехать, например, в больницу или те же студенты-заочники,  сперва доезжают до Усть-Илима, потом берут такси и оттуда дальше до якутского центра.  Добираются таким образом до аэропорта, чтобы вылететь в Хабаровск.

Конечно, Нельканское потребительское общество обеспечивает продуктами детские учреждения – школу и детский сад. Иногда кто-то  из индивидуальных предпринимателей по заявкам отдела образования формируют необходимых объем продуктов, для того чтобы можно было накормить детей. В основном, завоз в летний период также осуществляется лодкой по договоренности.  Минимум два раза в год летает веротолет, обычно в сентябре, когда детей из Аима привозят в Нелькан на учебу, они живут в интернате. Наши дети после 4 класса живут в интернате Нелькана, в Аиме школа малокомплектная.  Долгое время мы не могли решить вопрос  с завозом людей, при содействии краевого правительства этот вопрос был решен. Дума этого созыва прилагала к этому усилия, депутат Пудовкина помогала, благодаря общими усилиям вопрос решили.  Раньше на авиасообщение выделялись деньги  только на летние каникулы, но сейчас принято решение и по зимним каникулам.  В декабре вертолет тоже полетит, чтобы детей увезти на каникулы в Аим.  Эту возможность тоже можно использовать, чтоб завести продукты питания в Аимское поселение, для тех же детских садов и школ.

Сейчас мы прорабатываем схему, чтобы как то облегчить жизнь людей — третий год подряд за счет собственных средств районного бюджета пробиваем автозимник от Нелькана до Аима, протяженностью около 220-230 км,  где путь занимает около 12 часов. По этому зимнику, в тот период когда он работал —  с первой половины марта по середины апреля, мы завозили продукты питания и в детские учреждения из Нелькана.  Люди объединялись и направляли заявки в  Потребительское общество, оплачивали,  и им также  отправляли обратно продукты. Это как правило,  мелкий  опт – мешок сахара или крупы. Плюс сейчас там появился индивидуальный предприниматель, но она сейчас только начинает развиваться, денег у нее особо нет для постоянной торговли, периодически завозит товар, его разбирают, потом опять нечего нет – ждут пока она опять съездить до Якутии или Нелькана.  А такого, чтоб был магазин, такого давно нет и люди конечно об этом постоянно говорят и жалуются. Хотелось бы с помощью Крайпотребсоюза организовать постоянную и круглогодичную торговлю. Информацию в  потребности поселения в продуктах питании мы вам дали, это приблизительно 40 тонн в год, но это исходя из основных продуктов питания,  объем не маленький,  а еще есть сопутствующие товары. Таким образом, логистика сложная, но можно завозить, люди не совсем живут недосягаемо.

Кононов Эдуард Анатольевич (справа) и Сухоручко Александр Евгеньевич

Кононов Э. А. : Сергей Анатольевич, а скажите, а помещениями какая ситуация, где можно торговлю вести? И расскажите про ситуацию с тарифами электроэнергии.

Альбертовский С. А.:  Помещение есть, мы уже подобрали. В рамках преференции по муниципальному жилью, можем рассмотреть передачу в безвозмездное пользование. Тарифы по электроэнергии высокие, с 1 июля 56 руб за кВт. Мы этот вопрос неоднократно ставили перед правительством  края, но сейчас дотация для населения  3.19 копеек. Мы выходили с предложением, чтоб для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставили такую же льготу. Все мы понимаем, что при действующих тарифах мало кто будет развиваться, у нас мало-мальски торговля работает с накруткой в 3-4 раза.  Допустим услуги  — парикмахерские, столовая, мастерские, фотоателье, те которые, когда то были, как центр бытового обслуживания – сегодня этим никто не занимается, и прежде всего из-за высоких энерготарифов.

 

Сухоручко А.Е.:  Хабаровский крайпотребсоюз в текущем году провел рабочую поездку в Аяно-Майский район в ходе которого мы посетили Аян, Нелькан и Джигду. Аяно-Майский муниципальный район состоит из 4 сельских поселений. Мы не доехали только до Аима. Протяженность и состояние дорог не очень благоприятное как для доставки продукции, так, и для людей. Время приезда в данное сельское поселение составляет более 10 часов, расстояние 300 км. В Аяно-Майском районе существует потребительское общество – Нельканское, которое осуществляет как социальную, так и торговую функцию. Нельканское потребительское общество осуществляет доставку продуктов питания во всех социальные объекты,  занимаются изготовлением хлебобулочных изделий для всего Нельканского поселения. Суммарно при проведении анализа стоимости продуктов Аяна и Нелькана, стоимость продуктов в Аяне в 2 раза выше по сравнению с Нельканом.

Хабаровский крайпотребсоюз  заключил соглашение с администрацией Аяно-Майского муниципального района, в котором прописывается, как социальная, так и торговая направленность. Подразумевается, что Хабаровский крайпортребсоюз будет содействовать в открытии новых торговых объектов социальной направленности. Одним, из которых будет в ближайшее время открытие магазина в трудноотдалённом сельском поселении. Сейчас прорабатывается вопрос о методах открытия, либо это будет контейнерный тип, либо взято в аренду помещение от администрации.

В данный момент  прорабатываются пути доставки.  Аяно-Майский муниципальный район отличается от всех сельских поселений тем, что доставка осуществляется только в течение 3 месяцев с территории Хабаровского края по морскому пути, в остальное время с Якутии по зимнику. Но при неблагоприятных погодных условиях время доставки может быть увеличено до нескольких месяцев. В связи с этим нужна организация магазина с целью социальной направленности. Главная идея, не в получении коммерческой выгоды, а в осуществлении социальной направленности, что является главным принципом всех потребительских обществ.

Мы будем прорабатывать социальной проект, то есть  снижение потребности населения  в продуктах первой необходимости. Для этого проводится эта рабочая встреча.

Ссылка на основную публикацию